ГБДОУ №34

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Калининского района Санкт-Петербурга

Сохранение и укрепления здоровья

24 мая 2017

Пальчиковая гимнастика

Все знают, что при развитии мелкой моторики ребёнка развивается речь, мышление, а в дальнейшем формируется письмо.
Пальчиковый игротренинг можно начинать с 6-7 месячного возраста. Сюда входит массаж кистей рук и каждого пальчика. Это поглаживание и лёгкое разминание ежедневно 2-3 минуты. Уже с десятимесячного возраста следует проводить простейшие упражнения для пальцев рук.


Все упражнения пальчиковой гимнастики можно условно классифицировать.

Упражнения на работу мышц пальцев рук.
«Фонарики» - руки согнуты на уровне головы, пальцы растопырены, поочередно сжимать и разжимать пальцы правой, затем левой руки.
«Грабли» - ладони на столе, пальцы растопырены. Согнуть пальцы, подушечки пальцев на столе, мышцы напряжены. Разогнуть пальцы, кисть расслабить.
«Заборчик» - растопыривать ладошки и сводить пальцы вместе.
Упражнения на растягивание мышц и связок пальцев рук.
«Вверх» - ладони лежат на столе. Поднять основание ладони от стола, растянуть мышцы ладони. Опустить основание ладони, кисти расслабить.
«Гибкие пальчики» - левая ладонь лежит на столе. Правой рукой поднять вверх указательный палец левой руки, растянуть мышцы. Опустить левый указательный палец на стол. То же выполнить с другими пальцами и поменять исходное положение рук. В конце руки расслабить.
Упражнения на подвижность суставов, вращательные движения кистью и каждым пальцем.
«Волна» - правая рука согнута на уровне груди. Волнообразное движение кистью вправо-влево, то же левой рукой.
«Хвостик рыбки» - руки вперёд ладонями вниз, большие пальцы касаются друг друга. Поочередное опускание правой кисти вниз, левой – вверх и наоборот.
«Моторчик» - пальцы сжаты в кулачки перед грудью. Вращательные движения кистями рук.
«Птички летят» - руки согнуты в стороны, махи кистями.
Упражнения на координацию движений пальцев рук.
«Пальчик здороваются» - пальцы правой руки «здороваются» с пальцами левой руки – большой палец с большим пальцем, указательный с указательным и так далее.
«Кошка» - средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх.
«Улитка» - пальцы в кулак, указательный и средний пальцы разогнуть вперёд – «рога улитки».
«Петушок» - прижать указательный палец и большой. Остальные пальцы в стороны и поднять вверх.
«Крючки» - указательные пальцы зацепить друг за друга, остальные пальцы в кулак. То же выполнить другими пальцами и менять положение рук: правая сверху, левая снизу и наоборот.
Упражнения с работой пальцев по различным поверхностям.
«Лодочка» - обе ладони поставлены на ребро и внизу соединены, большие пальцы прижаты, образуется углубление – «днище лодочки».
«Стол» - левая кисть в кулак, сверху на него опускается правая ладонь.
«Шарик» - все пальцы обеих рук собрать вместе. Затем подуть на них, при этом пальцы, не разъединяясь принимают форму шара.
«Солдатики» - указательный и средний пальцы «стоят» на столе, остальные в кулак. «Маршировать» пальчиками одной и двумя руками.
«Пианино» - перебирать пальцами по столу, ударять кончиками пальцев одновременно, изображая игру на пианино.
«Лягушата» - ладонь прижата к столу, сгибая пальцы, продвинуть основание ладони к ним и далее разогнуть пальцы вперед в исходное положение – «лягушата прыгают».

 

Умение правильно дышать

"Вдох и выдох"

Необходимое условие правильного развития и хорошего роста – умение правильно дышать. Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, а также детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение, развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.
Ребёнка легко можно научить правильному дыханию. Мы хотим предложить Вам несколько несложных и забавных игр, которые доставят Вашему малышу огромное удовольствие.

Игра «Цветочки».
Дайте малышу понюхать цветок, рот должен быть закрыт. Многие дети сопят, а не нюхают, помогите почувствовать разницу. Носиком малыш должен сделать вдох, а ртом – выдох.
Летом можно играть с одуванчиками. Сначала дайте подуть на одуванчик ртом, чтобы ребёнок видел, как разлетаются зёрнышки, потом носом, поочерёдно закрывая пальчиком то одну ноздрю, то другую.

Игра «День рожденья».
Предложите ребёнку задуть свечку. Сначала одну, потом две, потом три... Устройте соревнования, кто больше свечей задует за один раз. А ещё можно задувать свечи с разного расстояния.

Игра «Водные гонки».
Налейте в тазик воды, бросьте туда два теннисных шарика, возьмите трубочки для коктейля и веселитесь от души! Дуйте через трубочку на шарик и устраивайте гонки по кругу, морской бой, танцы шариков на воде, в общем всё, что подскажет Вам ваша фантазия.

Игра «Медведь».
Возьмите любую коробку, можно от конфет, положите на дно картинку с изображением медведя, насыпьте сверху измельчённый пенопласт – «снег». Прочитайте малышу стихи:
Как на горке снег, снег
И под горкой снег, снег.
А в берлоге спит медведь.
Хочешь мишку посмотреть?
После чего ребёнок сдувает пенопласт и с радостью обнаруживает картинку.

Игра «Шоу мыльных пузырей».
Возьмите два небольших тазика, налейте туда воды с любым мыльным раствором или моющим средством. Через трубочки от коктейля дуйте в воду. Вода начинает пузыриться и приобретать причудливые формы. Кто больше сделает пузырей, тот и победил.

Игра «Сыщик».
Поставьте перед ребёнком различные предметы: открытая баночка кофе, духи, кусок мыла, шоколадка, обгоревшая спичка, газета. Завяжите ребёнку глаза, пусть он попробует угадать предмет по запаху.

Игра «Ветряная мельница».
Возьмите две палочки (можно китайские), наколите на каждую по кусочку бумаги размером с ладошку ребёнка. Дуйте с силой на бумажку, чтобы она крутилась. В игре побеждает тот, у кого сильнее крутится бумага.

Профилактика плоскостопия

Здоровые ножки

 

Сегодня мы поговорим с вами о том, что тревожит почти каждого родителя – плоскостопии.
Плоскостопие – одна из самых распространённых проблем с детскими ножками. И, несмотря на кажущуюся безобидность, проблема эта очень серьёзная. Запущенное плоскостопие чревато проблемами с разными отделами позвоночника, болями в спине и шее, болезнями суставов. Как любую болезнь, плоскостопие легче предупредить, чем вылечить. Поэтому важно не лениться, а уделять должное внимание профилактике плоскостопия у детей, начиная с самых первых дней жизни.

Для того чтобы сохранить ножки малыша здоровыми, нужно с самого рождения делать ему общеукрепляющий массаж, достаточное количество времени проводить на свежем воздухе и получить консультацию у невропатолога, дабы исключить неврологические отклонения, которые также могут стать причиной плоскостопия.

Необходимо озаботится подбором правильной обуви для профилактики плоскостопия у ребёнка. Обувь для первых шагов должна быть из натуральных материалов, лёгкой и удобной, с жестким задником и достаточно гибкой подошвой. Также в правильной обуви всегда есть супинатор и небольшой каблучок (не больше 1,5 см). Отдельно стоит упомянуть о том, как правильно выбрать размер обуви для ребёнка. Очень часто мамы действуют по принципу «большое – не маленькое», не думая о том, что слишком большая обувь тоже может навредить ножкам малыша. Оптимальный запас длины стельки для зимней обуви составляет 1,5 см, а для летней – 0,5 см.

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия:
1. В положении сидя на стуле:
• согнуть и разогнуть пальцы ног;
• провести большим пальцем ноги по голени другой ноги снизу вверх, повторить другой ногой;
• погладить подошвой и внутренней поверхностью стопы голень другой ноги, повторить, сменив ногу;
• поставить ноги на пол под углом в 90 градусов, потянуть носки на себя, вернуться в исходное положение;
• соединить подошвы ног друг с другом;
• зафиксировать носки на полу и максимально развести пятки в стороны;
• катать ногами массажный мячик или ролик;
• перекладывать при помощи пальцев ног мелкие предметы (камушки, карандаши, пуговицы, тряпочки).
2. При ходьбе:
• попеременно ходить на носочках, пяточках, внешней и внутренней стороне стопы;
• попеременно ходить с поджатыми и поднятыми пальцами;
• ходить по песку, гальке, траве, специальному коврику для профилактики плоскостопия.
3. В положении стоя:
• подниматься на носочки, опускаясь на полную стопу;
• подниматься на носочки, опускаясь на наружные своды стопы;
• приседать, не отрывая пяток от пола;
• стоять на внешних сводах стоп в течение 30-40 секунд.
Также полезно лазать вверх и вниз по гимнастической стенке, ходить по обручу или гимнастической палке, положенным на пол.
Такая несложная гимнастика для профилактики плоскостопия, проводимая с ребёнком, убережёт его от этой неприятной проблемы.

Для расслабления глазных мышц

Тренировочные игры для расслабления глазных мышц

Главный закон гласит: «Когда глаз перемещается, он видит». Ведь если глаза или любой другой орган организма не загружать, он теряет свои функции, постепенно атрофируется.

Глаза современного человека находятся в постоянном тонусе, постоянной тренировке. И при этом в мире растёт количество глазных заболеваний. Проблема современного человека не в том, что его глаза не работают, а в том, что они работают в неправильном режиме. Мы не соблюдаем главное правило: глаза должны не только работать, но и отдыхать. Причем регулярно! Именно грамотное чередование нагрузки и отдыха превращает нагрузку в тренировочный фактор. И очень хочется, дорогие родители, чтобы Вы последовали нашим советам и рекомендациям, и сохранили Вашему ребёнку хорошее зрение. Поэтому предлагаем несложные игры для расслабления глазных мышц.
У окна...
• Считать машины по цвету, каких больше?; пешеходов с зонтиками; окна, в которых горит свет; голубей и воробьёв.
• Смотреть в разные стороны, вверх-вниз.
• «Рисовать» глазами геометрические фигуры;
• Рассматривать прохожих и машины одним и другим глазом, через дырочку в листе бумаги, расставленные пальцы.
Чередование света и темноты...
Смысл этих игр – дать нагрузку глазам в условиях смены освещения. Световой контраст следует увеличивать постепенно, без чрезмерной нагрузки на глаза.
• Предложить ребёнку запомнить расположение людей на детской площадке. Затем закройте малышу глаза ладонями на минутку, а потом отыщите с ним поменявших за это время расположение людей.
• Поиграть в прятки или в жмурки.
• Поиграть в игры на запоминание «Что изменилось?», «Чего не стало?». Ребёнку завязывают глаза и ставят на стол 7-10 предметов. Быстро снимают повязку, минуту ребёнок смотрит на стол, запоминает расположение предметов. Затем ему снова завязывают глаза, и ребёнок ищет изменения, рассматривая предметы то одним, то другим глазом, через дырочку в листе бумаги, через пальцы.
• Расставить предметы в тёмной комнате (например, в ванной), предложить ребёнку зайти туда из освещённой комнаты и запомнить расположение предметов. Затем выйти на свет, а в тёмной комнате в это время поменять предметы местами. Задача ребёнка – расставить предметы по местам.
Спортивные игры с изменением дистанции фокусировки (быстрый перевод глаз с одного предмета на другой)
• Любые игры с мячами разных размеров.
• Бильярд.
• Жонглирование: подбрасывание, перебрасывание из руки в руку.
• Настольный теннис, волейбол, бадминтон.
• Посещение спортивных матчей на стадионе: футбол, хоккей, большой теннис.
Играйте с детьми, тренируйте глазки и будьте здоровы!